Взгляд на молодое поколение 1С:Программистов

23 Марта 2020 2020-03-23T00:00:00+03:00 905

Взгляд на молодое поколение 1С:Программистов

Мир меняется, бизнес и принципы работы — тоже. И первыми встречают изменения представители ИТ-компаний. Поэтому многие уже давно занимаются налаживанием отношений с «будущими ИТ-энтузиастами» (под прицелом — представители Z-поколения), и для «1С-Рарус» вопрос о работе с молодыми программистами является одним из главных.

Почему?

Уже много лет дистрибьюторское направление «1С‑Рарус» ведет работу по подготовке молодых кадров в 19-ти регионах России.

Стоит отметить в настоящее время работа по взаимодействию с образовательными учреждениями (University Relations) — глобальная тенденция для всей ИТ-индустрии.

Наша задача — обеспечить партнеров квалифицированными кадрами на местах. Мы занимаем уникальную позицию между вендором («1С»), образовательными учреждениями и бизнес-сообществом в регионах нашего присутствия. Такое тесное сотрудничество позволяет нам вовлекать подрастающее поколение в среду «1С», конкурировать за кадры с другими производителями, помогает растить и обучать молодых программистов.

Для образовательных учреждений такое сотрудничество позволяет наладить отношения с бизнес-сообществом, а для индустрии «1С» — это кадры, вовлечение начинающих специалистов с бизнесом, знакомство с современными технологиями и трендами.

Процесс выстраивания отношений с образовательными учреждениями — это кропотливая работа: поездки, встречи, участие в Днях открытых дверей, организация и проведение студенческих 1С:Соревнований, мастер-классов и семинаров, Дней 1С:Карьеры, мест практики, профильного обучения, чемпионатов WorldSkills по компетенции «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С:Предприятие 8».

О стратегии фирмы «1С» по подготовке молодых кадров рассказала Руководитель направления по работе с Авторизованными учебными центрами и Образовательными учреждениями фирмы «1С» Диго Светлана Михайловна

— Светлана Михайловна, расскажите, пожалуйста, как появилось направление по работе с Авторизованными учебными центрами и Образовательными учреждениями? Что изменилось за годы работы?

— Направление появилось давно, практически сразу после создания «1С», так как подготовка кадров всегда является актуальным вопросом.

Сначала возникли Авторизованные учебные центры. Потом появилось понимание важно готовить специалистов, владеющих технологиями «1С», со студенческой скамьи, и что такая подготовка имеет свои особенности. В учебном процессе в высших и средних образовательных учреждениях стали использоваться программные продукты «1С».

В дальнейшем сотрудничество с учебными заведениями стало расширяться и не ограничиваться только предоставлением льготных условий для приобретения программных продуктов для учебного процесса, но и включать обучение преподавателей, сертификацию преподавателей и студентов, приобретение ПП для внутренней автоматизации, собственно автоматизацию учебного процесса.

— Какие формы работы с учебными заведениями используются сообществом «1С»?

— Самой тесной формой сотрудничества является создание базовых кафедр. В вузах России и стран ближнего зарубежья создано более 40 базовых кафедр. Это базовые кафедры как фирмы «1С» (с МФТИ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, ВШЭ и др.), так и партнеров.

Среди других форм следует отметить прием студентов на практику, в том числе на преддипломную, прием на стажировку, участие ИТ-специалистов в работе ГЭК, преподавательская работа сотрудников партнерских фирм в УЗ, проведение мастер-классов, участие в профориентационных мероприятиях.

Как оцениваете заинтересованность УЗ в обучении и подготовке специалистов по «1С»?

— Заинтересованность была и есть очень высокая. Большинство УЗ России имеют с нами Договора о сотрудничестве. Сотрудничаем мы и с УЗ зарубежных стран. Особо массовое сотрудничество с Казахстаном и Беларусью.

В настоящее время УЗ не только сами заинтересованы в сотрудничестве со специалистами-практиками, но и должны согласно регламентирующим документам принимать на работу практиков из индустрии.  

Расскажите о стратегии работы фирмы «1С» с УЗ и франчайзи?

— Мы стараемся привлекать франчайзи к разнообразным видам взаимодействия с УЗ. Это и объяснение важности и полезности этой работы и, прежде всего, для самих франчайзи, помощь в установлении контактов.

Так, например, в ежегодном Международном конкурсе выпускных квалификационных работ, выполненных с использованием программных продуктов «1С», есть номинация «Лучшая точка практики», а также награда руководителям от точки практики наряду со студентом и руководителем ВКР от УЗ.

Когда надо франчайзи начинать взаимодействие со студентами?

— Начинать работу следует на младших курсах, иначе их «перехватят» другие вендоры — кадры нужны всем, да и многие студенты со второго курса уже начинают работать. Надо уметь заинтересовать студентов, предлагать им интересные задачи, привлекать к решению реальных задач.

Взгляд на молодое поколение 1С:Программистов

Своим опытом работы с начинающими программистами «1С» поделились партнеры, компании «1С:Франчайзи»

PROF-IT GROUP, Ульяновск
Захарова Ольга, ведущий менеджер по подбору персонала

— Какую работу компания ведет по развитию молодых кадров?

— Процесс поиска специалистов в ИТ-отрасли непрост. Мы работаем в B2B сфере, и предлагаем клиентам сложные, наукоемкие технологии. Наши специалисты обладают функциональной, проектной и технологической экспертизой.

Найти кандидатов с таким «бэкграундом» — не легкая задача: российский ИТ-рынок переживает настоящий кадровый голод. Чтобы преодолеть его, мы решили создать корпоративную школу PROF-IT GROUP, которая начала работать в 2016 году.

Корпоративная школа PROF-IT GROUP — это не просто доступ к базам знаний и наработанным практикам в сфере автоматизации бизнес-процессов, это возможность для молодых специалистов прокачать свои знания на практике делает нашу школу востребованной.

Обучение ведут эксперты-практики с большим опытом. Они проводят занятия в небольших, по 10 человек, группах, а кроме того — выполняют роль наставников, оказывают слушателям помощь в выборе направления дальнейшей работы.

PROF-IT GROUP сотрудничает со всеми вузами, колледжами и лицеями нашего города, где есть профильные факультеты. Но в Корпоративной школе занимаются не только студенты — есть и те, кто просто хочет сменить отрасль, перейти на работу в сферу ИТ, глубже узнать продукты и технологии «1С».

— Какой результат по окончанию школы получают учащиеся?

— После прохождения курса участники Корпоративной школы проходят тестирование и собеседование, после чего могут получить приглашение к участию в стажерской программе.

Стажировка в PROF-IT GROUP длится 2 месяца, в течение которых выпускник принимает участие в решении серьезных практических задач под руководством опытных коллег.

Такой подход позволяет погрузиться в реальную работу, почувствовать себя частью команды, понять свою роль и значение своей работы в успехе всего проекта. В случае успеха выпускника ждет дальнейшее трудоустройство.

Были интересные истории, связанные с молодыми кадрами?

— Однажды к нам в Корпоративную школу поступила 17-летняя студентка, которая отлично прошла курс и стажировку. Но принять ее на работу мы не могли — ей еще не исполнилось 18 лет.

Проблема решилась просто. Мы не закрывали вакансию, дожидаясь ее совершеннолетия, и не ошиблись. Начав с работы в службе сопровождения, она стала младшим программистом, а теперь в должности программиста участвует в разработке нового продукта PROF-IT GROUP. С момента ее трудоустройства прошло всего полтора года.

Такой быстрый рост характерен для молодых специалистов. Они находят интересные решения задач, видят тренды и быстро становятся незаменимыми членами нашей команды.

А есть неудачные истории?

— Однажды к нам пришел специалист, который поначалу не мог определиться, какую программу выбрать: «1С» консалтинг или программирование «1С». Выбрал он в итоге программирование, но курс так и не освоил, хотя сил и средств в его подготовку было вложено много.

У наших преподавателей даже сложилось мнение ему было просто интересно почувствовать себя частью крупной компании, а результат обучения был совершенно не интересен.

В итоге получилась работа ради работы, без результата. Этот кейс показал важно постоянно получать обратную связь, а не просто следовать заявленной программе.

Итак, юные 1С-программисты инновационны и у них много свежих идей. А в чем отличие от предыдущих поколений? Какие стремления и ожидания у них?

— Молодые специалисты амбициозны. Они отлично понимают свою востребованность. Среди них много экстравертов, и это помогает им быстрее учиться и вносить свой вклад в командную работу. Можно сказать для них характерен подход из «Алисы в Стране чудес»: нужно бежать со всех ногбы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Молодым специалистам интересно работать в команде, быть частью больших проектов, участвовать в создании новых продуктов. И наша компания предоставляет такие возможности, например, мы разрабатываем собственные продукты, именно это направление является для молодых специалистов сейчас наиболее привлекательным.

Особенность 1С:Программистов — это повышенные требования к пониманию потребностей бизнеса. Как меняется подход к потребностям бизнеса у молодого поколения?

— Сегодня компетенции программиста не ограничиваются написанием кода. Мы работаем в высоко конкурентной среде, где для обеспечения конкретного бизнес-процесса предлагается множество решений — от разных вендоров и партнеров.

Подходить к работе нужно комплексно, это — обязательное требование. Здесь все имеет значение: базовые компетенции продакт-менеджмента, отраслевая экспертиза, понимание предметной области заказчика и бизнес-процессов компаний-клиентов. От нас ждут не только знания продуктов «1С», но и консалтинга, рекомендаций о том, как можно изменить к лучшему рабочие процессы с помощью решений «1С».

Молодые специалисты, с одной стороны, хотят стать высокоуровневыми разработчиками, с другой — получить понимание бизнеса в целом, общаться на равных с аналитиками, с консультантами, архитекторами «1С»бы находить оптимальные решения.

— Какой период для адаптации нужен начинающему специалисту?

— Точного ответа на этот вопрос не существует. Продолжительность адаптации индивидуальна у каждого специалиста и зависит от множества факторов. Мы стараемся сократить этот период, поэтому вводим в обучение предметы, связанные не только с технологиями, но и с менеджментом. Введение в курс дисциплин, связанных с бизнесом, нам в этом очень серьезно помогает.

Взгляд на молодое поколение 1С:Программистов

«Максофт Оптима», Пенза
Андрей Вовкотруб, технический директор

— Андрей, вы ведете активную работу со студентами, расскажите подробнее?

— Мы сотрудничаем с Пензенским государственным университетом, под прицелом — кафедра Информационно-вычислительных систем Факультета вычислительной техники. Там учился я и другие сотрудники нашей компании. На этой кафедре наиболее подходящая специальность — Прикладная информатика в экономике. Студенты учатся программированию и основам экономики, лабораторные делают на «1С».

— Эта специализация как раз ближе к программированию «1С»?

— У нас в компании есть четкое разделение на консультантов-аналитиков и программистов. Специальность дает базу и для того, и для другого. Консультанту «1С» нужна хорошая база ИТ, но больше с уклоном в экономику. Программист хорошо программирует, но при этом знаком с основами экономики.

Но общая проблема выпускников была и остается: нет понимания бизнеса. Студент может хорошо программировать, знать экономическую теорию, при этом не знать, как реально работает бизнес.

— Сколько нужно времени на адаптацию, введениебы молодой специалист начал понимать аспекты работы?

— Консультант включается быстрее в работу, ему нужно около месяца. Для такой базовой задачи как поддержка пользователя достаточно изучить системы базового блока, либо на проекте помогать с документацией, пользоваться инструкцией.

С программистами сложнее, нужно больше времени, больше вложиться. Существует заблуждение: программистов ищут «готовых», так как это быстрее, студента же нужно долго обучать. Однако наш 7-летний опыт говорит это неправильно. Лучше чаще организовывать групповое обучение программированию и вкладываться в развитие студентов.

— То есть эффективнее воспитать специалиста у себя, чем тратить бюджет на готового?

— Да. Мы таким образом получаем лояльного сотрудника, мы в нем уверены. Есть тенденция у программистов в нашем регионе: как только поработал 2–3 года, начинается гонка за зарплатой, причем без разницы, чем заниматься. Поэтомубы сохранять штат, нужно брать студентов и вкладываться в их обучение. Это как долгосрочное вкладывание, которое в частном бизнесе может изначально показаться неоправданным.

Студенты получают зарплату или мы сейчас говорим о практике, о стажировке?

— Чаще всего примерно 3 месяца — это практика, стажировка без зарплаты, как дополнительный курс. Наиболее эффективный способ обучения — это приобретение учебных курсов у профессионалов, параллельно набираем свои тестовые задачи.

Даем несложные задачи от клиентов, которые были выполненыбы студент попробовал их решить. Также покупаем решебник у «1С» и используем куратора — чаще руководитель подразделения, который проверяет и контролирует обучение. Сразу стараемся давать разнородный набор: курс, учебные задачи, решебник.

Ключевое — когда стажер показывает хорошие способности к обучению. Бывает за 3 месяца, которые идут параллельно с учебой, не получается увидеть способности молодого специалиста, но мы видим человек хорошо обучается и старается, поэтому берем его в штат на должность младшего программиста.

50 % времени он продолжает обучаться, а оставшееся — выполняет простые задачи, которые ему передает куратор. При этом мы должны понимать задачи будут выполняться медленнее, но за счет этого растет наш младший программист.

Но у вас же все проекты большие и сложные?

— У нас разнородные проекты: есть и большие на ERP; есть среднеразмерные — торговля; есть отдел сопровождения. Так что есть задачи, на которых можно учиться. При этом, на больших проектах можно найти сразу кучу простых задач. И мы можем на месяц загрузить молодого специалиста этой работой.

— Расскажите про успехи молодых программистов

— В 2018 году был очень хороший выпуск в университете. Все, кто пришли, причем пришли одни девчонки, классно влились в работу. Но мы тоже вложились по полной: делали рекламу в вузе, устраивали сотрудников преподавать.. Проводили курс по программированию «1С» и курс по ERP с ориентацией на специфику бизнеса, которые были привязаны к предметам штатного расписания. Это продолжалось на протяжении учебного года в 2017-м.

— Еще планируете такую практику делать?

— Да, планируем. Но вуз — менее гибкая структура. У нас план может раз в 3 месяца меняться, а вуз говорит, давайте через полгода согласуем изменения и еще через полгода придете к нам преподавать. Но да, предварительно мы договорились на следующий учебный год.

Также у нас есть отличное мероприятие — День 1С:Карьеры. Я как раз так и попал в компанию.

— Хорошо. Ну, а неудачи были?

— Неудачи были, они есть, они от того мы человека держим, мучаем себя и его. Видим не получается у программиста — полгода прошло, а человек застрял на выработке 20, 30 часов. А мы откладываем, надеемся он себя реализует. Приходится бить себя по рукам за такие решения.

— Почему так происходит?

— Я думаю, не для всех эта работа подходит. Молодой специалист еще не научился анализировать, подходит она ему или нет. Он думает: ну дают задачи, постараюсь их выполнить. А мы уже видим не получается. Нужно вовремя сказатьбы он пробовал себя в чем-нибудь другом.

— В чем-нибудь другом — это вообще не в программировании?

— Может быть, программирование на другом языке, может быть, «1С» человека не вдохновляет. Я считаю, неправильно лезть в душу и докапываться, когда у них не идет. Но третий шанс давать не стоит. За прошедшие 2 года у нас было 2 таких прецедента. Мы долго тянули, расстались через год — и человека весь год продержали, и сами не получали плюсов.

Еще помню интересный случай — пригласили кандидата, он показал себя программистом. Но у него не получалось выйти даже на средний уровень — кучу ошибок за ним исправляли. Мы промучались друг с другом года полтора или два, а потом сказали: «Парень, у тебя не получается. Поищи себя в чем-нибудь еще».

А спустя 3 года познакомились с товарищем, который был руководителем отдела в другой компании. И он рассказал про этого программиста — он пришел как начинающий специалист, они с ним полгода промучались, а в итоге он расцвел и вырос у них до старшего программиста.

Может, у них был другой подход к нему, но задачи были похожи — разработка на «1С». Это единственное исключение, когда человек не ушел в другую сферу и добился успехов, а мы не дотерпели.

— Бывают такие специалисты, к которым нужен индивидуальный подход?

— У всех разная скорость, но у нас в компании мы готовы дождаться условных полгода, а больше ждать не готовы. Если другая компания готова ждать 2 года — ну хорошо.

— А вообще молодое поколение — какие они? В чем отличие от старших коллег?

— Сложный вопрос, нет точной градации, по которой можно отследить результат. Приходят умные, с хорошим образованием, широким взглядом.

— Это помогает в работе?

— С одной стороны — да, с другой — в нашей отрасли возрастает конкуренция. Но это, наверное, комплекс событий, связанных с 2014 годом, да и в принципе, молодые специалисты смотрят широко, думают о «загранице», о других языках программирования. Из-за этого в последнее время сложнее пропагандировать «1С». Это, конечно, негативный фактор.

— А если думать о позитивных моментах?

— Качество знаний не ухудшается — причем не только самих студентов, но и качество вузовской подготовки.

— А есть мнение оно ухудшается? Почему?

— Я не знаю, какая-то психологическая ошибка, старческое брюзжание вот, молодежь ничего не знает и на простые вопросы ответить не может.

Может, это происходит из-за того профессионал не помнит, каким сам был в молодые годы, когда шел на свое первое собеседование. Это из памяти стирается, и когда начинают такие профессионалы общаться с новичками, — появляется негативная обратная связь, поспешные выводы.

Мы стараемся делать конкурс не на текущий уровень знаний, а на способность к обучению, на стремление, на работоспособность. И в целом, при отсутствии многих профессиональных знаний — их можно получить, было бы желание и стремление.

— Можно ли сказать молодое поколение быстрее думает?

— Быстрее думает, быстрее ищет информацию, лучше взаимодействует с техникой. Раньше девушки с нашей кафедры побаивались железа и операционной системы, залезть в настройки. У старшего поколения такой страх чаще встречается. А молодым проще.

— Над чем интереснее работать молодым?

— Изначальное желание всех — больше технически интересных задач: делать мобильные приложения, интересные нестандартные интеграции. При этом с опытом приходит то интереснее делать те продукты, которые реально деньги для бизнеса приносят.

Сначала хочется экспериментировать. Отсюда можно выстраивать маркетинговую политику для набора персонала. На мероприятии «День 1С:Карьеры» мы как раз показывали, как мобильное приложение обрабатывается на «1С». Здесь есть интересные технические задачи.

— У молодого поколения есть какое-то представление о бизнесе?

— На самом деле, его особо нет. Молодое поколение не сталкивалось с трудностями формирования бизнеса, не представляет, как работают коммерческие организации. Вот этому всему приходится обучать дополнительно.

— А они пытаются какие-то свои предложения и идеи вносить?

— Люди менее революционны сейчас. Молодежь раньше более радикально была настроена, были активисты. А последние годы молодежь более трудолюбивая. Больше уверенности при решении задач, меньше «а зачем? почему?». Сознание не переворачивается, есть только расширение кругозора, приходит понимание.

Последние 2 года те, кто приходят, имеют такой классный навык — просто взять и сделать. До этого сталкивались несколько поколений молодежи сначала 10 раз переспрашивали, возмущались — почему так? Некоторые исподтишка по-своему делали — особенно программисты. Сейчас такого нет.

— Еще говорят сейчас молодежь раньше взрослеет

— Вот-вот, год от года более высокий уровень эмоционального интеллекта. Это может быть связано с трендами и тенденциями — очень много в сети появляется информации по саморазвитию. Мы тоже за этим следим, но молодежь больше впитывает. Результаты этого видны. Инфантильности меньше.

Александра Дубовская, «1С‑Рарус»

{"SHOW_MODAL":true,"FORM_ID":"js-subscribe-form","CONTEXT":{"USER_AGENT":"Mozilla\/5.0 AppleWebKit\/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot\/1.0; +claudebot@anthropic.com)","IP":"3.147.73.35, 185.94.108.132","MODE":"default","NEWS_ID":358045,"SHOW_MODAL":true},"allowDebug":false,"POSITION_LIST":{"0":{"id":"236","title":"\u0414\u0438\u0440\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440","model":false,"name":null,"theme":null},"3":{"id":"237","title":"\u0420\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436","model":false,"name":null,"theme":null},"5":{"id":"238","title":"\u0420\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u0430 \u0441\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f","model":false,"name":null,"theme":null},"7":{"id":"239","title":"\u0420\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u0430 \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f","model":false,"name":null,"theme":null},"9":{"id":"240","title":"\u0420\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432","model":false,"name":null,"theme":null},"11":{"id":"241","title":"\u0420\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c","model":false,"name":null,"theme":null},"12":{"id":"242","title":"\u041c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u0435\u0440 \u043f\u043e \u0437\u0430\u043a\u0443\u043f\u043a\u0430\u043c 1\u0421","model":false,"name":null,"theme":null},"14":{"id":"229","title":"\u041c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u0435\u0440 \u043f\u043e \u0418\u0422\u0421 \u0438 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u0430\u043c","model":false,"name":null,"theme":null},"17":{"id":"243","title":"\u041c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u0435\u0440","model":false,"name":null,"theme":null},"18":{"id":"244","title":"\u0414\u0440\u0443\u0433\u043e\u0435","model":false,"name":null,"theme":null}},"RUBRIC_LIST":{"1":{"id":"227","title":"\u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0432\u044b\u043f\u0443\u0441\u043a\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u043e\u0432","model":false,"name":"\u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u043e\u0432","theme":"\u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"},"2":{"id":"228","title":"\u0421\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435","model":false,"name":"\u0421\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435","theme":"\u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"},"4":{"id":"217","title":"\u0418\u0422\u0421 + \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u044b","model":false,"name":"\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e-\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0441\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u044b","theme":"\u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"},"6":{"id":"230","title":"\u0422\u0438\u043f\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u00ab1\u0421-\u0420\u0430\u0440\u0443\u0441\u00bb","model":false,"name":"\u0422\u0438\u043f\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u00ab1\u0421-\u0420\u0430\u0440\u0443\u0441\u00bb","theme":"\u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"},"8":{"id":"231","title":"\u041e\u0431\u043b\u0430\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u00ab1\u0421-\u0420\u0430\u0440\u0443\u0441\u00bb \u2014 \u00ab\u0410\u0440\u0435\u043d\u0434\u0430 1\u0421\u00bb","model":false,"name":"\u041e\u0431\u043b\u0430\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u00ab1\u0421-\u0420\u0430\u0440\u0443\u0441\u00bb \u2014 \u00ab\u0410\u0440\u0435\u043d\u0434\u0430 1\u0421\u00bb","theme":"\u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"},"10":{"id":"232","title":"\u0422\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043e\u0435 \u043e\u0431\u043e\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","model":false,"name":"\u0422\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043e\u0435 \u043e\u0431\u043e\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","theme":"\u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"},"13":{"id":"233","title":"\u041c\u0435\u0440\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f (\u0432\u0435\u0431\u0438\u043d\u0430\u0440\u044b, \u0441\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u044b, \u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u043d\u0433\u0438)","model":false,"name":"\u041c\u0435\u0440\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f","theme":"\u0410\u043d\u043e\u043d\u0441\u044b"},"15":{"id":"234","title":"\u0410\u043a\u0446\u0438\u0438","model":false,"name":"\u0410\u043a\u0446\u0438\u0438","theme":"\u0410\u043d\u043e\u043d\u0441\u044b"},"16":{"id":"235","title":"\u041e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435","model":false,"name":"\u041e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435","theme":"\u0410\u043d\u043e\u043d\u0441\u044b"}}}