Определена дата обязательного оформления транспортной накладной в электронном виде! Согласно новым поправкам в 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», с 1 сентября 2026 года все организации, которые используют транспортные накладные, будут обязаны перейти на электронный обмен.
Переход касается всех отраслей, без деления на категории (алкоголь, зерно, и пр.). При этом государством будут определены некоторые типы грузов, по которым и дальше можно оформлять бумажные накладные, но доля таких перевозок будет незначительна.
Важно в части путевых листов, которые оформляются собственниками и владельцами транспортных средств, пока изменений нет — оформление возможно как в электронном виде, так и в бумажном.
Как изменения в законодательстве затронут всех участников грузоперевозки?
1. Если между заказчиком и перевозчиком заключается прямой договор, то в процессе перевозки участвуют три стороны:
- Грузоотправитель — производственное предприятие, дистрибьютор, оптовик и пр.
- Грузоперевозчик — транспортная компания, логистический оператор и пр.
- Грузополучатель — юридическое или физическое лицо (розничная сеть, склад и др.)
Подтверждение такой перевозки осуществляется с помощью транспортной накладной, которая устанавливает факт перевозки груза на автомобиле и заключения договора на транспортные услуги, в т. ч. расходы на услуги логистических компаний. С 1 сентября 2026 года ее можно будет оформить только в электронном виде, подписывать обязаны все участники перевозки на разных этапах перевозки.
2. Если в роли посредника между заказчиком и перевозчиком выступает экспедитор, пакет документов расширяется:
- договор на транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО);
- транспортно-экспедиционное поручение;
- экспедиторская расписка.
На текущий момент при использовании бумажного или электронного формата транспортной накладной экспедитор может не указываться как участник перевозки. Одна из целей законопроекта — легализовать и сделать более прозрачной деятельность экспедиторов.
Поэтому с 1 сентября 2025 года ужесточится контроль деятельности экспедиторов:
- Будет предусмотрена необходимость указания экспедитора в качестве участника перевозки.
- Все экспедиторские документы будут оформляться в электронном виде (формат утвердит ФНС).
- Все экспедиторские документы нужно будет направлять в ГИС ЭПД.
С 1 марта 2026 года будет создан реестр уведомлений о транспортно-экспедиторской деятельности на национальной цифровой платформе «ГосЛог». Все экспедиторы будут обязаны пройти регистрацию через подачу уведомления о транспортно-экспедиционной деятельности до 1 мая 2026 года.
3. Транспортная железнодорожная накладная для железнодорожных перевозок, и грузовая накладная для авиаперевозок будут также оформляться в электронном виде, затем передаваться в ГИС ЭПД. Порядок формирования и обмена этими документами утверждается Правительством РФ. Форматы накладных будут устанавливаться ФНС.
Что необходимо будет изменить организациям в бизнес-процессах логистики?
Так как изменения отразятся на всех участниках в логистической цепочке, независимо от роли в перевозке, у каждой компании должны быть сделаны настройки обмена ЭПД с другими участниками. Т. е. должны быть отправлены приглашения к обмену электронными документами одной стороной и приняты другой.
Поэтому уже сейчас необходимо выстроить новые процессы, подобрать соответствующее решение и начать его пилотировать бы на дату обязательного оформления ЭТрн не столкнутся с техническими или юридическими сложностями.
Реализовать безболезненный переход на ЭТрн можно с помощью сервиса 1С-ЭПД, который предоставит комплексное решение для цифровизации перевозочных документов, поможет оптимизировать процессы и сократить издержки.
Переход на электронные транспортные накладные с 1С-ЭПД обеспечит:
- Безопасность — повышается прозрачность перевозок и усиливается противодействие незаконным схемам (формальный медосмотр, несоблюдение режима труда и отдыха и тп.)
- Экономию — до 70% снижаются расходы на бумагу и печать документов
- Сохранность — документы в электронном архиве, нет необходимости организовывать архив
- Сокращение времени — процесс оформления документов снижается от 15 до 45 минут
- Минимизация ошибок — автоматическое заполнение и проверка данных, исключение человеческого фактора.
В зависимости от размеров и используемого программного продукта 1С доступны различные решения:
- Типовое — для небольших организаций, с типовыми процессами и не требующих доп. настроек 1С.
- Проектное — для организаций с типовой, но устаревшей конфигураций 1С, или имеющей системы с доработками на базе 1С.
- Клиентский API — для крупных организаций с ПО собственной разработки, клиенту будет осуществляться передача API с функционалом ЭПД.
Стоимость и условия подключения 1С-ЭПД
В сервисе 1С-ЭПД тарифицируются только исходящие документы — 7 руб за 1 документ. Выгоднее приобретать тариф, по которому стоимость документа будет ниже — от 6 до 2,5 руб. :
Кол-во документов, в год | 600 |
1 000 |
5 000 |
10 000 |
50 000 |
100 000 |
---|---|---|---|---|---|---|
Стоимость тарифа, руб, в год | 3 600 |
5 000 |
22 500 |
40 000 |
150 000 |
250 000 |
Стоимость 1 документа, руб | 6 |
5 |
4,5 |
4 |
3 |
2,5 |
До 31 августа 2025 действуют акционные условия:
- Оформление ЭТрН для грузополучателя — бесплатно!
- Оформление ЭПЛ для сторонних медорганизаций в сервисе — бесплатно!
Заполните заявку и официальный партнер Фирмы «1С» поможет подобрать нужное решение и настроить работу сервиса 1С-ЭПД