Об этом говорили давно.
Неминуемый переход ко всеобщему электронному документообороту (ЭДО) — уже не столь отдаленное будущее. С 2022 года меняется сценарий получения электронной подписи. Теперь наличие ЭЦП предполагается у всех участников обмена.
Сценарий получения ЭП зависит от того, кто получает подпись — первое лицо компании (бесплатно) или сотрудник (платно).
- Руководитель ЮЛ, ИП и нотариусы обращаются напрямую в УЦ ФНС.
- Сотрудник обращается к доверенным* УЦ ФНС.
Доверенные УЦ ФНС — это УЦ, прошедшие переаккредитацию по новым правилам. Полный перечень доверенных лиц ожидается на сайте Минцифры.
Важно в этих изменениях все, но больше всего затронут сотрудников компании.
Все, кто подписывает документы от имени компании должны получить электронную подпись нового типа — ЭП физического лица. Отличия от подписи руководителя:
- отсутствие запрета на копирование;
- отсутствие запрета на включение расширений;
- отсутствие привязки ЭП к организации, указывается только Ф.И.О. физического лица.
Правомерность действий сотрудника от имени организации подтверждается электронной доверенностью в УЦ ФНС — машиночитаемая доверенность. Она еще в стадии разработки, не вступила в силу и не получила широкого применения.
2022 год будет переходным для электронных доверенностей, т. е. сотрудники ЮЛ смогут:
- Либо получить ЭП привычным им способом.
- Либо работать по‑новому: получить ЭП физического лица и применять МЧД (если к этому готова информационная система).
Изменения с 2022 года, но если у руководителя или сотрудника на руках есть действующая подпись УЦ, получившего аккредитацию по новым правилам 63‑ФЗ, то ей можно продолжать пользоваться, пока ее срок действия не закончится.
Что будет с бизнесом электронных подписей, если ЭП будет выдавать УЦ ФНС?
Да, череда изменений и колебаний финансовой модели неизбежны. Электронную подпись для руководителя УЦ ФНС выдает бесплатно. Поэтому особое внимание следует обратить на три направления: носители, КриптоПро CSP и ЭП физического лица. Если с последним есть нюансы и технические ожидания от УЦ, то с первыми двумя — все просто и стабильно безусловно радует!
Давайте разберем на примере процесс получения ЭП руководителем организации в УЦ ФНС:
Шаг 1. Подать заявление на получение сертификата ЭП.
- Лично в УЦ ФНС — записаться, приехать, заполнить бумажную форму у сотрудника.
- Через сайт налоговой — через Личный кабинет ЮЛ, ИП или order.nalog.ru.
Шаг 2. Приобрести носитель, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России, на который УЦ ФНС запишет электронную подпись.
- Мы рекомендуем Рутокен Lite, Рутокен ЭЦП 2.0 2100, JaCarta LT.
- В налоговой могут попросить документы, которые подтверждают токен сертифицирован — сертификат соответствия. Этот документ приобретается отдельно.
Шаг 3. Руководителю нужно посетить инспекцию.
С собой взять паспорт, СНИЛС, носитель и сертификат соответствия. Рекомендуется при себе иметь документ, подтверждающий полномочия руководителя и печать организации.
Пройти идентификацию, которая известна и не страшна уже каждому, и получить ЭП.
Шаг 4. Приобрести КриптоПро CSP, установить ЭП на компьютер
УЦ ФНС по умолчанию выдает ЭП на базе КриптоПро CSP. Для работы с этой подписью, нужно приобрести и установить средство криптозащиты на компьютер — программу КриптоПро CSP, если нет действующей лицензии.
Важно! Подпись для руководителя выдает УЦ ФНС в единственном экземпляре. Она не содержит каких‑либо расширений для специализированных площадок и порталов, а также защищена от копирования.
Рекомендуем до конца 2021 года перевыпустить или приобрести ЭП для специализированных площадок, если это требуется вам или вашим клиентам. Ею можно будет пользоваться в 2022 году до окончания срока действия. А также, всем сотрудникам, которые подписывают электронные документы компании, тоже понадобится продлить или перевыпустить свои подписи.
Здесь такая же рекомендация — до конца 2021 года необходимо продлить ЭП вашим клиентам стандартным способом. Такая ЭП будет действовать в течение 2022 года.
Первая причина — для продажи спиртного каждой торговой точке нужна своя ЭП, а бывает на одной точке используют несколько ЭП. Зачастую это копии. С электронной подписью, выданной УЦ ФНС, так сделать не получится.
Вторая причина — налоговая уточнила ЕГАИС будет принимать электронные подписи по новым требованиям закона. Возможны также два сценария:
- руководитель ЮЛ, ИП получает ЭП напрямую в УЦ ФНС;
- сотрудник получает ЭП физического лица через доверенные УЦ ФНС.
Необходимая электронная доверенность пока также в стадии разработки в ФСРАР.
Важно! Электронная подпись руководителя ЮЛ или ИП всегда записывалась на отдельный носитель, содержащий в себе криптозащиту — иначе говоря, носитель с сертификатом ФСБ. Это правило сохраняется и в 2022 году.
Рекомендуем записывать ЭП физического лица для сотрудников, работающих с ЕГАИС, также на носитель с сертификатом ФСБ.
В следующей статье мы расскажем — какие носители мы рекомендуем использовать для ЭП, их особенности, отличия и как можно приобрести их через дистрибьюцию «1С‑Рарус».