Коронавирусные субсидии

Вопрос: Исключается ли из расчета пропорций по льготным услугам финансовая помощь в виде коронавирусных субсидий?

 

Ответ:

Действующим законодательством РФ предусмотрено два вида финансовой помощи для бизнеса, которые связаны с ухудшением ситуации в связи с коронавирусной инфекцией:

1) Первый вид - частичная компенсация затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников (предусмотрена на оплату текущих счетов, выплату зарплаты и другие потребности бизнеса).1

2) Субсидия на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции.2

Исходя из вида финансовой помощи решается вопрос о включении или исключении сумм указанной помощи из расчета пропорций по льготным услугам.

Первый вид субсидий - частичная компенсация затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации из-за коронавируса, согласно действующему законодательству, исключается из расчета пропорций по льготным услугам на основании следующего:

  • Статьей 251 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусматривается перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций. В частности, рассматриваемая субсидия включена в указанный перечень Федеральным законом от 22 апреля 2020 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
  • П. 1.1. ст. 346.15 НК РФ устанавливается, что при определении объекта налогообложения для налога, уплачиваемого при применении УСН, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Соответственно при уплате налога при УСН рассматриваемая субсидия также не учитывается в составе доходов.
  • при применении п. 5 ст. 427 НК РФ субсидия не учитывается в составе доходов при определении налоговой базы налога, уплачиваемого при применении УСН, а пропорции доли доходов от льготной IT-деятельности в размере 90% указываются от суммы всех доходов организации за указанный период.
  • Касаемо НДС законодательством предусмотрено, что в случае получения указанного вида субсидий нормы, предусмотренные ст. 170 НК РФ, не применяются. Следовательно, в случае направления субсидии на приобретение товаров, работ и услуг, сумма НДС, уплаченная поставщику, принимается к вычету и не подлежит восстановлению, если сумма налога была включена в состав налогового вычета ранее (ст. 2 ФЗ от 22 апреля 2020 г. N 121-ФЗ).

В свою очередь, второй вид субсидий - на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции учитывается в составе доходов исходя из следующего:

  • В связи с тем, что ст. 251 НК РФ предусматривает исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций и налога при УСН (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), а указанная субсидия отсутствует в данном перечне, то сумму полученных субсидий необходимо отразить в доходах при исчислении налога, а как именно, зависит от вида полученной субсидии. Так, субсидии, полученные на финансирование расходов, учитываются в доходах по мере признания соответствующих расходов, на покрытие которых выделены субсидии. А субсидии, полученные на компенсацию ранее произведённых расходов, учитываются в доходах по мере признания соответствующих расходов, на покрытие которых выделены субсидии. Что касается упрощённой системы налогообложения, то полученные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счёт этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения (налоговый периодом по УСН признаётся календарный год). Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму понесенных расходов, то разница между указанными суммами в полном объёме отражается в составе доходов этого налогового периода.
  • Согласно разъяснениям из Письма Департамента налоговой политики Минфина России от 2 сентября 2020 г. N 03-03-06/1/76953, указанная субсидия включается в состав доходов, поскольку в отличие от первого вида субсидий, предусмотренных для оплаты текущих счетов, она выделяется для иной категории налогоплательщиков, требования к которым установлены в постановлении Правительства РФ от 02.07.2020 № 976. Перечень налогоплательщиков, которые могут воспользоваться указанной субсидией, шире перечня налогоплательщиков, для которых предусмотрен первый вид субсидий.3

 

 

 

Установлена постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 г. № 576.

Установлена постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 г. №976. 

Первый вид субсидий, согласно постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576, могли получить организации и предприниматели, которые были включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по состоянию на 1 марта 2020 года, относились к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса, и соответствовали другим критериям

 

Библиотека решений Сервиса 1C-Право
Справка подготовлена специалистами 1С:Право и юридической службы 1С-Рарус 
Юрисконсультом Васильевой Ю., Ведущим юрисконсультом Соболевой Е.
09.03.2021 г.

Оценить документ: